ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ РОССИИ «ТОС ПО СТАЛИНГРАДСКИ» – ФОРМУЛА ПОБЕД

Untitled document  

В Волгоградской области активно используются инновационные модели организации и деятельности территориального общественного самоуправления (ТОС) и местного управления. Они рассматриваются в качестве определяющих условий построения развитого гражданского общества и повышения качества жизни населения. Изучение, разработка, апробация и крупномасштабное внедрение этих моделей и системы их государственного сопровождения и поддержки на территориях региона проводятся вот уже в течении 12 лет по инициативе Главы Администрации Волгоградской области Н.К. Максюты и находятся постоянно в центре его управленческого внимания.

Ниже приводятся принципиальные отличительные особенности инновационных моделей организации и деятельности ТОС, местного управления Волгоградской области и факторы их успешной реализации.

  • 1. Деятельность ТОС рассматривается не обособлено сама по себе, а в контексте равноправного участника партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса в границах каждого территориального общественного самоуправления, и это партнерство, в свою очередь, составляет систему местного управления.
  • 2. Основной целью деятельности ТОС является повышения качества жизни граждан, построение развитого (инновационного) гражданского общества, а не просто инициативное решение насущных проблем и отдельных вопросов местного значения.
  • 3. Если под прицелом административной власти находится, прежде всего, создание и поддержка благоприятной и благополучной среды обитания, то под прицелом ТОС - прежде всего образ жизни граждан с использованием организационного принципа «дойти до каждого»..

В этом заключается суть функционального распределения и дополнения управленческих усилий административной и гражданской власти в рамках сложившихся партнерских отношений.

  • 4. В масштабах Волгоградской области организация территориального общественного самоуправления носит не локальный, а повсеместный (массовый) характер с безусловным сохранением принципов самоорганизации и самоуправления, т.е. непосредственного народовластия.

2000 ТОС, из которых каждый 7-й является юридическим лицом, располагаются на территориях всех 453-х поселений и 6-и городских округов, охватывая 1 млн. жителей. Они являются неотъемлемым элементом инновационной модели партнерства - местного управления, участником всех его социальных программ, непосредственно ориентированных на формирование здорового и счастливого образа жизни человека и сопутствующей этому образу среды обитания.

ТОСы повсеместно, по своей инициативе, взяли на себя внедрение системы «коротких шагов», которая заключается в разработке, организации и исполнении малых целевых программ, выступающих организационной основой (материально-технической базой) для массового внедрения технологий (правил) здорового и счастливого образа жизни граждан.

Реализация малых целевых программ осуществляется в оперативном (безотлагательном) порядке всем МИРом в границах каждого ТОС с крупномасштабным применением безвозмездности, меценатства и добровольных пожертвований жителей.

В основу программ деятельности ТОС преимущественно закладываются 4 направления - воспитание, благоустройство, безопасность, благотворительность. Исключительно важное значение в общей стратегии и любой программе отводится их духовному наполнению, основанному на героических традициях Сталинградской земли, формировании и внедрении в жизнедеятельность моделей «Сталинградского характера поведения», пронизанного идеями социальной активности, патриотизма, добра и милосердия.

  • 5. Функции партнеров территориального общественного самоуправления включают:
  • o органы местного самоуправления поселений и городских округов принимают соответствующие нормативные правовые акты, определяя порядок выделения необходимых средств из местного бюджета на осуществление территориального общественного самоуправления, заключают договора с ТОС на осуществление совместных действий при реализации целевых программ, осуществляют финансовые расчеты в интересах ТОС-неюридических лиц;
  • o органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют организационное и методическое сопровождение деятельности ТОС;
  • o Управление по работе с территориями и отделы по работе с муниципальными образованиями в 10 территориальных округах аппарата Главы Администрации Волгоградской области совместно с отраслевыми комитетами и управлениями Администрации области осуществляют организацию проведения областных конкурсов «Лучшее территориальное общественное самоуправление года», «Лучшая местная администрация», смотры-конкурсы за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС», а также на государственном уровне обеспечивают сопровождение и содействие деятельности партнерства в целом и отдельных его участников;
  • o хозяйствующие субъекты, учреждения, другие некоммерческие организации принимают участие в реализации целевых программ, работе центров творческой и социально значимой активности при ТОС.
  • 6. Организационная структура ТОС базируется на создании командной культуры управления. Внедрение командных технологий значительно увеличивает массовость и вызывает своеобразный подъем гражданской активности людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий. В структуре ТОС Волгоградской области широко используются 2 вида команд:
  • o формальные (обязательные) команды, представляющие собой центры социально значимой активности территориального общественного самоуправления - уличные и домовые комитеты, гражданские отряды в составе ДНД (ГОТОС) и МКД, добровольные пожарные дружины, временные трудовые коллективы (ВТрК) при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы самостоятельности, дополнения, взаимозаменяемости и единоначалия;
  • o неформальные (произвольные) команды, представляют собой Центры творческой активности территориального общественного самоуправления - клубы (союзы, содружества) детско-юношеские, ветеранские, здорового и счастливого образа жизни, досуговые, по интересам, временные творческие коллективы (ВТвК) при ТОС и т.п. В этих командах используются принципы самоорганизации, самоуправления, партнерства, наставничества, подотчетности перед советом ТОС.

Таким образом, внутренняя среда ТОСов Волгоградской области характеризуется трехуровневой структурой управления (собрание, конференция - совет ТОС - формальные и неформальные команды), а внешняя среда - партнерством по вертикали (государственная и муниципальная власть) и по горизонтали (бизнес, учреждения и сообщества).

  • 7. Методика финансовой поддержки деятельности ТОС (но не содержания ТОС!) из областного бюджета направлена на мотивацию эффективной долговременной работы по всему комплексу проблем среды обитания и образа жизни, исключающая какую-либо уравниловку. С этой целью областной конкурс «Лучшее территориальное общественное самоуправление года» проводится по 11 номинациям и абсолютному первенству, пятиместному распределению победителей в каждой номинации, призовой фонд данного конкурса в 2006 году составлял 30 млн. руб., в 2007г. - 65 млн. руб., 2008г. - 120 млн. руб.

Областной конкурс за право носить почетные звания Волгоградской области «Образцовый ТОС» и «Лидер ТОС» проводится среди ТОС-юридических лиц и ставших победителями областного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление года» не менее 2 раз. Размер призового фонда в 2007 году составлял 25 млн. руб., в 2008г. - 50 млн. руб.

Еще одна форма государственной поддержки деятельности ТОС по своим размерам «привязана» к объемам животноводческой продукции, реализуемой ЛПХ на переработку на территориях соответствующих ТОС.

  • 8. Для работы с общественными кадрами территориального общественного самоуправления создана передвижная школа управления «Лидер-инкубатор». В рамках этой школы с выездом на территории проводятся постоянно действующие курсы групповых и индивидуальных консультационных занятий с руководителями, сотрудниками и активистами местного и территориального общественного самоуправления. Курсы проводятся в интерактивной форме, в условиях непосредственного соединения теории и практики. Предметом этих занятий является искусство управления, включая тестирование по определению уровня интеллекта, личностно-деловых качеств (способностей к лидерству), социологические опросы по состоянию и развитию местного управления и социально-экономической ситуации.

Проведение курсов обеспечивается последующим консультационным сопровождением по месту деятельности лидеров управленческими технологами (управтехнологами), выполняющими функции управленческих наставников. Логотип управленческого сопровождения: «Не руководить и не подменять, а обучать, поддерживать и вдохновлять!».

Работа передвижной школы управления предусматривает регулярное проведение мониторинга изменения функционального (социопсихосоматического) портрета лидера в форме субъективной оценки своего состояния (самочувствия), поведения и положения в обществе.

Исходя из результатов мониторинга, тестирования и социологических опросов, вносятся в оперативном порядке соответствующие коррективы в содержание консультационного процесса в ходе занятий и управленческого сопровождения.

Одновременно с управленческим сопровождением организуется мощное информационное обеспечение деятельности ТОС и местного управления в средствах массовой информации и обмен накопленным опытом.

  • 9. Выработку общей идеологии организации местного управления, партнерства административной власти, гражданского общества и бизнеса, работу передвижной школы управления, проведение курсов, диагностики кадров, соцопросов, управленческого и методического сопровождения по поручению Главы Администрации Волгоградской области осуществляет ЗАО «Учебно-консалтинговый центр «Руководитель». Организацию выездных консультационных занятий, управленческое сопровождение ЗАО УКЦ «Руководитель» проводит совместно с территориальной системой управления аппарата Главы Администрации Волгоградской области и ее отделами по работе с муниципальными образованиями, администрациями муниципальных районов и городских округов.
  • 10. Принципиальнейшим условием эффективности работы инновационных моделей территориального общественного самоуправления и местного управления является организационная и финансовая поддержка гражданской активности со стороны законодательной и исполнительной власти региона. В свою очередь эффективность такой поддержки во многом зависит от правильно подобранных и профессионально используемых технологий управленческого консультирования и сопровождения, стимулирующих инициативу и творчество. В этой связи огромное влияние оказывает осуществление неформального курирования этих важнейших направлений непосредственно самим губернатором, и его личная убежденность в правильности внедряемых инновационных моделей и технологий их управленческого сопровождения. Деятельность территориального общественного самоуправления и партнерства в целом приобретает особую актуальность в период мирового кризиса. В этой связи важное значение в работе ТОСов отводится программам территориального антикризисного управления, выстраиванию конструктивных деловых отношений с политическими партиями, и прежде всего с партией власти - «Единая Россия».
  • 11. Резюмируя вышесказанное, можно вывести условную формулу побед территориального общественного самоуправления Волгоградской области и его партнерских отношений с административной властью и бизнесом. Она включает: Сталинградский характер поведения + инновационные технологии управления + профессиональная воля Губернатора Н.К. Максюты. И это действительно так, без всякой политической натяжки.
03.06.10